+7 (495) 755-05-17
В корзине товаров нет
Монтессори-материалы и развивающие игрушки
Главная > Раздел 3 - 6
12>
Ударения
1000 руб

Монтессори - материалы 3 - 6

 

Русский язык в Монтессори-группе 3-6

Зона русского языка делится на 5  основных групп  материалов:

1.Расширение словарного запаса с классификацией;

2.Звуковой анализ

3.Письмо

4.Чтение

5.Основы грамматики
 

1. К первой группе относится материал для первой классификации и наборы мелких предметов и (или) карточек трех основных серий: желтой (сделано человеком), красной (животные), зеленой (растения).
 

2. Вторая группа – звуковой анализ. Для него мы используем наборы мелких предметов. Их нельзя заменить карточками – важно, чтобы на фоне сенситивного периода интереса к мелким предметам, этот материал выбирали дети 3,5 – 4 лет. В баночках или комодиках дети сначала обнаруживают предметы, в названии которых есть общий первый звук. (8 наборов по 9 предметов). Если со звуком в начале получилось – будем выделять общий звук в конце слов.
(4 набора по 9 предметов). Звук должен слышаться четко, никаких безударных, оглушенных, смягченных! После этого - самое сложное для ребенка, – общий звук в середине слова. (8 наборов по 9 предметов, с согласными и гласными общими звуками). Мы стараемся подобрать предметы так, чтобы каждый раз искомый звук в слове встречался только в одной позиции. Если эта задачка решена – можно заниматься сортировкой по позиции общего звука в слове.

(8 наборов по 9 предметов).
 

Продолжением звукового анализа является знакомство с понятием «твердый» и «мягкий» звук. Для этого удобнее использовать специальный материал – пазлы для сопоставления всех 15 парных звуков, которые существуют в русском языке. Мелкие предметы на этих пазлах вызывают неизменный интерес детей, звуки (твердые с синей меткой и мягкие с зеленой меткой) хорошо слышны в начале слов. После этого детям доступна сортировка «твердый – мягкий». Это 4 парных набора с предметами, в которых твердый и мягкий звук может находиться в любой позиции в слове. В каждой баночке по 6 предметов, берем сразу две парных. Сначала ребенок находит общий звук в одной, потом в другой, затем смешивает и сортирует предметы.
 

Еще одна особенность русского языка – существование парных глухих и звонких согласных. Научиться слышать и различать эти пары помогает материал-пазлы с мелкими предметами «Сопоставление звонкий – мягкий».

 

3. Третья группа – подготовка к письму руки и глаза, первое письмо. Традиционно для  подготовки руки используются рамки-вкладыши для штриховки,  для знакомства с буквами (письменными) – шершавые буквы. Для составления простых слов - первый подвижный алфавит.
 

Для тех, кто выучил все буквы, есть тестовый материал «Звук и буква». Буквы в ячейки ребенок раскладывает сам, в произвольном порядке. Сам выбирает письменную или печатную сторону. А потом на каждую букву кладет предмет, название которого с нее начинается. Им очень нравится работать с этим материалом вдвоем: сначала один раскладывает буквы, а другой предметы, потом наоборот. Поскольку последовательность раскладки всё время разная, то ребенок не запоминает место каждого предмета, а каждый раз называет его и выделяет первый звук, потом ищет такую букву в ячейке. Еще любят игру: закрой глазки, я перепутаю, а ты найди ошибки.
 

Дальше – только писать, писать, писать… Для ребенка этот сложный процесс необходимо разделить на два этапа. Сначала слово нужно составить, то есть решить какую букву писать. Потом составленное слово переписать, думая как каждую букву написать правильно.  Материал, который произвел революцию в этом процессе -   Второй подвижный магнитный алфавит с соединениями, заглавными буквами и знаками препинания. Наши дети пишут много. Начинают с подписи на своих работах, потом - целые доклады составляют и переписывают. Слова и предложения составляют на специальных подносах. Пока доносят их до рабочего места – ничего никуда не съезжает, не путается, строчка остается ровной. Подносы перед собой ставят на подставки для книг. Переписывают на разлинованные листы. К 6 годам пишут все, довольно красиво, быстро и с удовольствием…
 

4. Четвертый раздел – чтение. Его цель – читать сразу и всегда с пониманием! В нем все разбито на серии в соответствии с особенностями русского языка. Каждая серия состоит из материалов для интуитивного чтения, чтения с предметами из окружающей среды, чтения с классификацией, чтения с ударением, чтения списков (следов), чтения предложений-заданий и чтения маленьких книжечек.
 

Розовая серия – без трудностей. Все слова звучат так, как написаны. Но уровни сложности в интуитивном чтении всё-таки есть. Мы подписываем предметы, а ребенок читает и раскладывает подписи. (Потом из них делаются «книжки») Для интуитивного чтения в розовой серии мы собираем, минимум, четыре набора: слова из трех букв, слова с чередованием согласная-гласная, слова со стечением двух согласных, слова с буквой «и», которая смягчает предыдущую согласную. Всего это 4 набора по 7 предметов в каждом.
 

Интуитивное чтение в зеленых сериях добавляет йотированные гласные – е, ё, ю, я. С буквой «е» слов много, часто даже в одном слове она встречается два раза после разных согласных. Когда мы подбираем мелкие предметы для зеленых серий, то следим, чтобы выбранные слова составляли пары. Например ПОДАРОК – ДЕРЕВО. В одном слове согласные звучат твердо, в другом они же – мягко. В наборе с Ё важны чередования типа ло - лё, ро - рё, то - тё и т.д. Аналогично в наборе с Ю это будут сочетания ту – тю, ру – рю, лу – лю, а в наборе с Я ребенок встретит слова с ла – ля, на - ня, ма – мя. Всего в зеленых сериях мы используем 5 наборов (на Е – два) по 6-8 предметов.
 

Голубые серии. Еще в русском языке есть трудности, которые мешают правильно произнести прочитанное слово. Надо знать, как это читают. Мы выделили основные: Ь, разделительный Ь, ЖИ, ШИ, оглушенные Б(П), В(Ф), З(С), Г(К), Ж(Ш), Д(Т). Для каждой из этих трудностей есть свой набор предметов для интуитивного чтения, который поможет ребенку не выучить, а почувствовать разницу. Всего это 10 наборов по 7-8 предметов.
 

5. К материалам по основам грамматики относятся карточки для работы с существительными, прилагательными, глаголами и т.д. Но начать стоит с сортировки по родам. Это могут делать даже не умеющие читать дети, используя материал-пазлы  с маленькими фигурками «Мужской, женский, средний и неопределенный род». Материал сделан так, что последовательность при сортировке не важна – ребенок просто не сможет ошибиться.



 

Montessori-system.ru