+7 (495) 755-05-17
В корзине товаров нет
Монтессори-материалы и развивающие игрушки
Главная > Раздел 1 - 2 года

Монтессори-материалы для малышей


Когда ребенок родился и начал свою самостоятельную жизнь, перед его быстро растущим мозгом встает три главных задачи:

1. Научиться контролировать произвольные движения;
2. Контролировать сенсорные раздражители;
3. Научиться мыслить логически, перейти к абстрактному мышлению.
 

Решить первую задачку помогут специальные материалы для перехода от движения к действию, и от действия к деятельности. Непроизвольные движения – сосание, глотание, моргание, сжимание рук и т.д. контролирует подкорка мозга, никаких специальных усилий для этого не нужно. А для формирования произвольных движений нужны новые устойчивые связи в коре головного мозга. Они возникают при многократном повторении одного и того же действия. Как его спровоцировать? Дайте ребенку «правильную коробочку».


Сначала – это коробочка с выкатывающимся шариком. Действие всего одно – опустить шарик в дырку. Но вот победить рефлекс хватания и разжать руку… Помогает только возникающий неизбежно результат – шарик выкатывается, падает со ступеньки и замирает. Малыши готовы повторять этот фокус раз по 20 подряд. (А именно это и нужно!) Так возникает первое понимание причины и следствия.

 

Вторая коробочка – с задвижкой - требует от ребенка принять решение. Слово «произвольность» (т.е по собственной воле) здесь ключевое. Пока не откроешь задвижку – шарик не выкатится. Нужно совершить уже два последовательных действия для достижения результата.

 

Третья коробочка – с перекидной крышкой. Это три действия. Шарик сам уже никуда не покатится. Одной рукой нужно перекинуть крышку коробки, другой – шарик достать и бросить в отверстие. Повторять эти действия тоже можно много-много раз. (Процесс даже взрослых затягивает!)

 

Четвертая коробочка – с выдвижным ящиком. Четыре последовательных действия – полноценная деятельность. Это своего рода тест на обучаемость и запоминание алгоритмов. Открыть, достать шарик, закрыть, бросить. Конструкция коробки такова, что любое нарушение последовательности не позволяет получить результат. Если все сделано правильно, то шарик по наклонному дну внутреннего ящика сам прикатится к «выходу». Если коробку не закрыли до конца – останется внутри. Если ящик выдвинуть полностью и просто бросить шарик в дырку – фокуса не будет. Он не выкатится.

 

Пятый материал в этой серии – настольный скат для шариков. Для того, кто долго учился действовать, самое трудное – не вмешиваться в процесс. Научиться контролировать не только произвольные движения, но и «произвольное бездействие» - очень сложно. Внимание и терпение – эти качества тренирует малыш, наблюдая за разнонаправленными движениями двух шариков одновременно.
 

Шестая коробочка со сдвижной, скользящей крышкой помогает усилить межполушарное взаимодействие. Взрослый человек может тренировать эту функцию при помощи перекрестных движений. А маленький ребенок? Его мы провоцируем на многократные перекрестные движения рук, когда предлагаем переложить предметы из одного отделения в другое. Одной рукой нужно брать предмет, а другой – сдвигать крышку. Руки обязательно перекрестятся. И так – много раз, пока не переложим всё.
 

Седьмая коробочка в этой серии – для автоматизации горизонтальных движений кисти руки. Есть дети, для которых это большая проблема. Вверх-вниз – легко, а вот вправо-влево без упора – никак. Важно, чтобы в итоге ребенок мог совершать это действие вообще без зрительного контроля.
 

Восьмой материал этого раздела продолжает предыдущую тему – это горизонтальное проталкивание. Чтобы кольцо выскользнуло из коробочки и попало на штырек, надо минимум три раза протолкнуть кольца в горизонтальную щель. Эффект их, обычно, очень радует. Коробочка сделана так, что действия можно без перерыва выполнять справа налево и слева направо.

 

Девятый материал для развития произвольных движений и понимания причинно-следственных связей - сортировка по форме. Здесь ребенку предстоит многократно сделать выбор и проверить себя. Если сначала дети, как правило, действуют спонтанно – берут предмет и пытаются протолкнуть его в отверстие, выбирая подходящее, то потом характер работы меняется. Ребенок выбирает сначала все палочки, а затем все монетки. Работа интеллекта, управление движением, точный захват – налицо. Поднос для этого материала сделан со специальными углублениями, что позволяет даже неуверенно ходящим детям без потерь донести его до рабочего места.



 

Montessori-system.ru